Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир (1841—1908), казалось, по своему рождению был призван к поприщу исторического писателя. Сын французского графа, чей род восходил к XIII веку, и русской писательницы, известной под псевдонимом Евгении Тур, сестры знаменитого драматурга Сухово-Кобылина, он с детских лет вращался в особой атмосфере исторических реалий и литературных интересов.

Родился будущий романист в Москве. Детство его прошло в огромном доме, расположенном в самом центре, на углу Тверской и Брюсова переулка. Дом, который тогда снимал его дед В. А. Сухово-Кобылин, подольский предводитель дворянства и герой Отечественной войны 1812 года, принадлежал известному графу Гудовичу. В обстановке этого величественного барского дома и закладывались истоки внутреннего мироощущения, приведшего впоследствии Евгения Салиаса на стезю исторического писателя.

Думается, что среди нынешних читателей, включая и книголюбов, мало кто помнит имя этого русского писателя. Хотя те, кто постарше, должны помнить аккуратные, симпатичные томики собрания сочинений графа Е. А. Салиаса с буквами “ять” и “ер”, и таких томиков было немало – 33!

Но не только количеством написанного прославился Евгений Салиас. Стать самым любимым у русского читателя историческим романистом было крайне трудно, но таким титулом Евгений Андреевич мог гордиться в большей степени, чем полученным от рождения графским титулом. А Салиас был еще и живой историей русской словесности, ибо в начале XX столетия он оказался, как писал в книге «Литературный олимп» критик А. Измайлов, «последним литератором, на котором покоилось благословение Герцена и Огарёва».
Интеллектуальному росту Салиаса способствовало его окружение: Н.П. Огарёв и С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев и А.Н. Островский, А.А. Григорьев и Н.С. Лесков, которые часто гостили в доме Сухово-Кобылиных. Многих из них юный Салиас мог встретить на заседаниях одного из лучших литературных салонов Москвы того времени, который вела его мама Елизавета Васильевна.

Особой вехой в жизни Салиаса стало обучение в Московском университете. Это время значимых политических и социальных реформ. Напряжение, которое сопутствовало переменам в жизни людей, коснулось и Салиаса. Он был одним из активных участников так называемых студенческих волнений, был делегирован с петицией к императору Александру II. В конечном итоге голос студенчества был услышан, и государь удовлетворил большинство из требований, касавшихся, к примеру, возможности, как и прежде, организовывать студенческие собрания. Однако при всём мирном разрешении Салиас так и не смог окончить университет, едва доучившись до 3-го курса. Лично за ним и его семьёй был организован негласный полицейский надзор, несмотря на то что
Салиаса простили как аристократа. Переезд в Петербург и попытка доучиться в университете не увенчалась успехом. В 1862 году
Салиас с матерью покидают страну на 5 лет. Всё это время они живут во Франции, иногда совершая путешествия по соседним Италии
и Испании.

В 1869 году он возвращается в Россию и попадает в Тамбов, где состоит на службе при губернаторе. Находясь в подчинении
градоначальника, Салиас проявляет себя как человек разностороннего дарования, исполняя обязанности сверхштатного чиновника
особых поручений, помощника секретаря статистического комитета и редактора «Тамбовских губернских ведомостей» одновременно. Выполняя поручение губернатора и пользуясь материалами из местного архива, он пишет очерк «Г.Р. Державин. Правитель Тамбовского наместничества» (затем под названием «Поэт-Наместник»). В очерке поэт Державин предстаёт исключительно с бытовой, служебной стороны: «неподкупная честность» в сочетании со «вспыльчивостью» и «самовластием». В Тамбове начинается работа и над самым известным произведением – романом «Пугачёвцы» (1871).

Салиас глубоко изучал историю и быт XVIII столетия, которому посвятил большинство своих романов и повестей. «Если верить в перевоплощение, – утверждал Салиас, – то не могло бы быть сомнения, что я когда-то жил именно в XVIII в. Этот век – мой любимый. В нём я как дома».

Салиас изучал свои корни. Его привлекал древний род матери, восходящий к династии Андрея Кобылы (потомка святого Варлаама Хутынского, прародителя династии Романовых и графов Шереметьевых). Всё это подтолкнуло Салиаса к вступлению на поприще исторического романиста, и обещающий прозаик обращается к родной истории. Этот период стал плодотворным для писателя, а его произведения публикуются в самых популярных журналах, среди которых «Огонёк», «Нива», «Русский вестник», «Исторический вестник», «Русская мысль».

В письме к матери Евгения Салиаса, Огарёв писал, что и её и Россию можно поздравить с новым талантом. Однако, несколько психологических повестей на современную тему, несмотря на их успех, стали для Евгения Салиаса лишь подступом к его основному литературному призванию – труду исторического романиста.
В этом качестве он и полюбился читающей России того времени, в этом качестве он интересен и современному читателю, и в эпоху восстановления истинной истории отечества становится ясно, что представить русскую словесность без Салиаса – это все равно, что представить французскую литературу без Александра Дюма-отца.

Признание читающей России в конце XIX века, и нынешнее возвращение Салиаса к русскому читателю свидетельствуют о том, что он был писателем по призванию, и созданное им обеспечивает ему по праву место в пантеоне российской словесности. Это понимали и отдельные дальновидные критики того времени, позволявшие себе выступать с объективным анализом текущего литературного процесса.

Так, например, по мнению А. Бороздина, «романы графа Салиаса, увлекая массу читателей своим изложением всяких приключений, незаметно внесли в обращение нашей образованной публики обильное количество исторического материала, которому иначе долго пришлось бы оставаться в различных ученых изданиях и исследованиях, недоступных для простых смертных: нельзя, наконец, отрицать и в известной мере облагораживающего влияния этих романов, из которых иные отличаются выдающимися художественными достоинствами».

В конце XIX века, по статистическим данным земских библиотек, Евгений Андреевич Салиас оказался самым читаемым писателем в России, опередившим по читательской популярности не только замечательных исторических романистов Вс. Соловьева, Г. Данилевского, Д. Мордовцева, но и самих мировых «королей» развлекательного жанра Дюма и Жюля Верна.

А заключить разговор о выдающемся историческом писателе Евгении Андреевиче Салиасе можно было бы словами журнала «Исторический вестник», утверждавшего, что из произведений Салиаса «многие сделали бы честь любой литературе».
Долгожданное возвращение писателя к современному русскому читателю даст ему возможность самому проверить это утверждение и, заодно, через мир Салиаса совершить увлекательное путешествие по русской старине.